Что такое настоящее искусство? Мнение фотографа Guy Tal

«В насквозь коммерциализированном обществе художника уважают только в том случае, если он зарабатывает деньги, но по причине того, что он зарабатывает деньги, нет истинного уважения к произведениям искусства, благодаря которым эти деньги были заработаны» - Бертран Рассел

В районе, где я жил некоторое время, был индийский ресторан, в котором я очень любил обедать. Им руководила семья тихих трудолюбивых иммигрантов, которые готовили, обслуживали и выполняли всю остальную работу, включая уборку. Ранее на его месте располагалась мексиканская забегаловка, но ресторан создали свой оригинальный декор в красных, зеленых и белых тонах, украсив интерьер роскошной искусственной растительностью и живописными картинами со сценами жизни эпохи ацтеков. Владельцы знали наши любимые блюда, среди которых был кокос с приправами, приготовленный по специальному семейному рецепту. Это мое любимое блюдо. За эти годы я перепробовал десятки рецептов в различных ресторанах, но этот превзошел все: по своей густоте, пряности, вместе со свежеиспеченными лепешками и различными свежими чатни (индийскими кисло-сладкими фруктово-овощными приправами, - прим.переводчика).

Ресторан работал около года, но однажды я приехал и увидел зашторенные окна с надписью «Сдается для аренды». Тогда и было утеряно то блюдо, которое иначе как кулинарным произведением искусства не назовёшь. 

Теперь вокруг здания располагается сеть ресторанов питания, где можно приобрести бургеры и сэндвичи. Неподалеку и здания, обслуживаемые Американской сетью, предлагающей блюда Мексиканской и Азиатской кухни. Конечно, я уверен, что многие продают другие блюда по более выгодным ценам, чем маленькие семейные индийские рестораны, прибыль которых идёт, в основном, на поддержание бренда и на маркетинговые кампании, которые, в свою очередь, финансируются материнскими компаниями. В таком случае все, скорее всего, работает долгие годы. В разное время, когда нужна была быстрая и легкая еда, я побывал во многих ресторанах, качество которых меня удовлетворило, хотя я могу уверенно утверждать, что никто не готовит то самое блюдо так же, как в том индийском ресторане. 

В фотографии - то же самое: одни и те же сцены, предметы, но совсем разный результат. Существуют оригинальные работы, имеющие некоторые сложности и требующие взгляда профессионала, который в полной мере может оценить, что привлекает больше внимания, а что менее выгодно. И, по тому, как универсальный сетевой магазин может законно называть себя рестораном, как заведение подает творения гениального шеф-повара, - уже по этим стандартизированным мнениям можно судить об искусстве. Но учитывая мнения знатоков, надо заметить, что не все искусство одинаково. Различия, конечно, субъективны.

Изучая фотоискусство в течение некоторого времени, я понял, что мои собственные критерии оценки изображений опираются на навыки: выразительные и технические. Также, тут важно учитывать уникальность работы, эмоциональную реакцию на нее и презентацию. Иначе говоря, неважно, насколько интересны изображения, если они будут технически не совершенны: мне будет не комфортно смотреть на них. Не важно, насколько привлекательна или красочна тема, если нет выражений эмоций или других скрытых “сообщений”, умело вплетенных в фотографию, - такие снимки вряд ли удержат мое внимание очень долго. Если это копия или я видел это раньше, даже просто в техническом плане, мне надоест быть фотографом просто из-за отсутствия творчества; и если творчество представлено знакомым мне образом, у меня складывается впечатление, что его создатель не считает свои работы искусством, а следовательно, не достоин больших инвестиций. Но самое главное, если я знаю кое-что о философии художника и его взаимосвязи со средой и/или субъектом, и о том, как данная работа вписывается в личный, выразительный контекст, я нахожу работу гораздо более интересной и увлекательной.

Баланс творческого самовыражения с реалиями маркетинга и продаж почти всегда требует определенной степени компромисса, а в наше время это запрет для любого серьезного художника, и в особенности для тех, кто решил сделать искусство своей профессией. Как же решить, сколько инвестировать в продвижение своих работ? Насколько нужно упростить свое послание, обращаясь к менее искушенным слушателям? Сколько «страданий» ради искусства уместно? Часто в пример начинающим художникам приводят Ван Гога, который жил в нищете и при жизни которого была продана только одна картина (на сегодняшний день по невероятно низкой цене). Аналогично: живописец Поль Сезанн трудился в течение четырех десятилетий в совершенной безвестности. Он постоянно подвергался жестокой критике, но отказывался от общественного мнения, и в конце концов получил заслуженное признание. Работы великого художника Эдварда Уэстона никогда не продавались при его жизни из-за чрезмерно высоких цен. Разумеется, есть еще множество примеров художников, которые страдали и жертвовали ради чистоты своего искусства. Конечно, есть и противоположные примеры: творцы, которые нашли большой успех и работы которых были признаны в свое время. 

Я не поклонник экстремизма, поэтому считаю, что решающим фактором должна быть удовлетворенность своей жизнью и образом жизни. К тому же, большинство людей, живущих в индустриально развитых обществах и странах, ошибочно полагают, что им требуется больше материальных благ, чем им нужно на самом деле в целях поддержания достойной жизни. Я не хочу жить как Ван Гог, для меня более привлекателен образ жизни Эдварда Уэстона, чем расточительный образ жизни других “великих” художников. Меня удовлетворяет моя жизнь, я в состоянии оплачивать счета, поэтому я вижу мало причин идти на компромисс или инвестировать свое время на мероприятия, которые приносят мне мало радости. К последней категории я отношу маркетинг, всевозможные конкурсы, время, затраченное на социальные сети, сайты средств массовой информации. Я считаю их полезными и приятными, но беспокоюсь о том, что я создам после времени, посвященного им. Наградой за это мне стал значительный опыт и свобода жить вдали от городской суеты без лишних тревог.

Это не значит, что мой путь является «правильным» еще для кого-то кроме меня. Мне кажется позором никогда не торопиться, принимать решения осознанно, с целью обогатить свой жизненный опыт, не заниматься продажами самостоятельно, мириться с разочарованиями, чтобы поддерживать определенный уровень жизни. 

Вы спросите, какое отношение это имеет к хорошему искусству? На мой взгляд, принятие решений и оценка хорошего искусства являются наиболее полезными способами переоценки своего жизненного опыта и гарантируют определенную степень жертвенности. Я очень надеюсь, что ресторан, которым руководила индийская семья, достигнет успеха в каком-нибудь другом месте. Мой совет для тех, кто стремится быть художником - достичь цели священного равновесия, что позволит создавать по-настоящему содержательные и уникальные работы настолько долго, как  удовлетворяются базовые потребности.

 

По мне, хорошее искусство-это искусство, которое возвышает жизнь своего создателя, будь то материальными или нематериальными средствами. Взвешивая преимущества, что делает хорошее искусство, а что просто зарабатывание денег, стоит помнить, что в бухгалтерской жизни, существует точка убывающей отдачи, и точка, где значение первых начинает превышать стоимость последних.

 

Оригинальная статья My Idea of Good Art

Фотография Guy Tal

Снимок экрана 2019-08-01 в 13.47.45.png

Фотограф Дмитрий Купрацевич

Фототуры и авторские путешествия по России и Европе

Москва, Россия

   © Copyright Dmitry Kupratsevich

info@dkupratsevich.com